архив новостей:
ВАС РФ о восстановлении утраченной доли в праве на имущество

Президиум Высшего арбитражного суда РФ пришел к выводу о том, что доля в праве общей собственности может быть в судебном порядке истребована от третьего лица путем подачи иска о восстановлении права на такую долю с применением по аналогии правил статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ об истребовании имущества из чужого незаконного владения (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 09 февраля 2010 г. № 13944/09). При этом суд исходил из того, что правила статей 301 и 302 ГК РФ служат целям обеспечения стабильности гражданского оборота и гарантируют эффективную защиту собственника не только вещей, но и иного имущества.

Напомним, что закрепленные в указанных статьях правила об истребовании имущества из чужого незаконного владения или «виндикации» в терминологии римского права традиционно рассматривались цивилистической юриспруденцией как подлежащие применению только в отношении индивидуально-определенных вещей.

Ранее Президиум Высшего арбитражного суда РФ также указывал на возможность применения виндикационного иска в отношении имущества, не относящегося в строгом смысле к вещам (акции — Постановления от 29.08.2006 № 1877/06, от 14.07.09 № 5194/09; доли в уставном капитале ООО — Постановление от 17.11.2009 № 11458/09).

На постройку, созданную без получения разрешения, не может быть признано право собственности, если лицо ее осуществившее не предпринимало никаких мер к получению такого разрешения как до начала, так и во время проведения строительных работ

К такому выводу пришел Президиум Высшего арбитражного суда РФ (Постановление № 11066/09 от 26 января 2010 года), отменив судебные акты трех нижестоящих инстанций по делу, в котором хозяйственное общество требовало признать право собственности на реконструированный объект недвижимости в порядке статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

При этом, высшая судебная инстанция не признала заслуживающими уважения следующие факты, которые были установлены судами: а) наличие права собственности общества на земельный участок и расположенный на нем объект реконструкции; б) соответствие самовольно возведенного строения градостроительным и строительным нормам и правилам и проч; в) сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.


Из этого следует, что соблюдение всех указных требований, являющихся согласно положениям пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ предпосылками для признания право собственности на самовольную постройку, само по себе не может являться основанием для такого признания, если не было предпринято никаких действий по получению необходимых разрешений.


Представляется, что такая позиция Президиума ВАС РФ основывается ни только на нормах права (ст. 222 ГК РФ, ст. 51 ГрК РФ), но и на общем гражданско-правовом принципе добросовестности участников гражданского оборота, законодательное закрепление которого обосновывается в Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (http://privlaw.ru/vs_info.html).

ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» - победитель конкурса на заключение Государственного контракта по оказанию экспертных услуг
12 мая 2008 года между Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и Обществом с ограниченной ответственностью «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» был заключен  Государственный контракт Санкт-Петербурга.
 
В рамках данного контракта ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» будет оказывать услуги по обеспечению экспертной работы Общественного совета по развития малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В числе прочего, ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» по поручению Общественного совета будет проводить правовую экспертизу законодательства, подготовку юридических заключений и аналитических записок, а также рассматривать обращения представителей субъектов малого предпринимательства.
 
Заключение контракта стало результатом победы ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» в открытом конкурсе, проведенном Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. Заявки на участие в конкурсе были поданы шестью юридическими фирмами. По итогам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Государственная комиссия Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли 10 апреля 2008 года приняла решение о присвоении первого номера заявке ООО «ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ» и признанием общества победителем конкурса.
В Санкт-Петербурге планируется создание «высшего арбитража» СНГ
В Санкт-Петербурге предполагается создание Центра по урегулированию экономических споров в странах СНГ. Как сообщил 21 марта 2008 года на брифинге генеральный секретарь совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Михаил Кротов, в начале апреля в Санкт-Петербурге состоится заседание совета и 30-я юбилейная сессия ассамблеи, на которых и планируется подписание документов о создании «высшего арбитража» стран СНГ. Цель создания этого центра, в который будут входить и третейский суд, и палата посредников - это разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами стран СНГ.
1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»
Для указанного Закона установлен сложный переходный период. До 1 января 2010 года положения Закона в отношении государственного учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства не применяются. Государственный учет таких объектов в переходный период должен осуществляться в порядке, установленном на день вступления в силу Закона - 01.03.2008 - нормативными правовыми актами в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, с особенностями осуществления учета, установленными Правительством РФ. В переходный период органы и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают предусмотренные Законом кадастровые паспорта объектов недвижимости.
 
Норма Закона, регулирующая учет участков лесного фонда, вступила в силу со дня официального опубликования Закона (в «Российской газете» - 01 августа 2007 года), а норма, регулирующая создание информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях, вступает в силу с 1 января 2012 года.
 
В кадастр вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
  • вид объекта недвижимости;
  • кадастровый номер и дата внесения номера в кадастр;
  • описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом является земельный участок;
  • описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
  • кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, описание местоположения помещения в пределах этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
  • площадь объекта недвижимости.
 
В кадастр вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере (кадастровом, инвентарном, условном), если такой номер был присвоен до присвоения кадастрового номера в соответствии с Законом, сведения об адресе объекта, вещных правах на него, назначении здания, сооружения или помещения, природных объектах в пределах земельного участка и т.д.
 
Кадастровый учет осуществляется в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, в течение двадцати рабочих дней по заявлению собственников объекта недвижимости, их представителей либо иных лиц (например, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости кроме собственников вправе обратиться любые лица, а с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений вправе обратиться, кроме их собственников, также собственники земельных участков, на которых были расположены указанные объекты недвижимости). К заявлению о кадастровом учете необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, межевой план (при постановке на учет или изменении уникальных характеристик земельного участка), технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии его с учета), копии документов, удостоверяющих права на объект недвижимости, копии документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенное использование земельного участка, а также назначение здания или помещения (при изменении этих сведений).
 
Межевой план, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, по договору с заявителями подготавливают кадастровые инженеры.
 
При принятии решения об осуществлении кадастрового учета заявителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта) или кадастровая выписка об объекте недвижимости (при внесении новых сведений об объекте недвижимости, внесении сведений о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение вещных прав, а также при снятии объекта недвижимости с учета).